Теляк О. А.

Что такое микрофинансирование?

Микрофинансирование — представляет собой предоставление широкого спектра финансовых услуг, включая займы, депозиты, расчетно-кассовое обслуживание, страхование, услуги микролизинга и других видов услуг, связанных с инансированием субъектов малого предпринимательства.

Микрофинансовые услуги в первую очередь призваны удовлетворять потребности в финансовых ресурсах малых предприятий, не имеющих возможности пользоваться услугами банков и других кредитных организаций, не заинтересованных в работе с мелкими заемщиками.

Микрофинансирование имеет следующие особенности:
  • целевая аудитория — мелкие и малые предприниматели, а также необеспеченные слои населения;
  • малые размеры займов (в разных странах под микрокредитами понимают займы в размере от $500 до $ 10 тыс.);
  • короткие сроки кредитования;
  • гибкие подходы к обеспечению возвратности займов;
  • сравнительно высокие процентные ставки по кредитам.

Функции микрофинансирования следует рассматривать с двух точек зрения: экономической и социальной, поскольку микрофинансирование, по своей сути, — бизнес, призванный решать социальные задачи.

Социальные функции микрофинансирования:
  • инструмент сокращения бедности;
  • стимулирование предпринимательской инициативы;
  • механизм, способствующий декриминализации бизнеса,
  • сокращению неформального финансового сектора
  • и, как следствие, повышению прозрачности деятельности заемщиков.

Экономические функции микрофинансирования:
  • повышение финансовой устойчивости мелкого бизнеса;
  • расширение сектора малого предпринимательства;
  • повышение ассортимента и качество финансовых услуг,
  • общее улучшение деятельности финансовой системы в стране;
  • формирование кредитной истории у мелких заемщиков — повышение вероятности получения кредитов в банках.

Отличительной чертой микрокредитов являются относительно короткие сроки кредитования и высокие процентные ставки по кредитам. Анализ программ микрокредитования показывает, что сравнительно высокие процентные ставки по микрокредитам компенсируются одним немаловажным фактором, который в определяющей мере делает микрозаймы привлекательными для малого предпринимательства — упрощенные процедуры получения займов. Во-первых, это проявляется в сравнительно небольших издержках, связанных со сбором необходимых для получения кредита документов. Во-вторых, микрофинансовые организации значительно более гибко подходят к вопросу обеспечения кредитов в сравнении с банками.

Недоступность банковских кредитов для предприятий малого бизнеса особенно на начальной стадии развития делает микрофинансирование фактически одним из единственно возможных источников кредитных ресурсов.

К примеру, занять деньги под проценты всегда можно в банке. Банки предлагают обширный выбор программ по выдаче краткосрочных займов и длительных кредитов. Но, взять заем быстро не выйдет. Большинство банков предлагают взять заем срочно только тем, кто обладает хорошей кредитной историей. Тем более, практически ни один банк не возьмется давать «деньги в долг до зарплаты». Деньги в долг до зарплаты дают или родственники, или микрофинансовые организации.

Программы микрофинансирования осуществляют:
  • специализированные микрофинансовые институты, которые занимаются исключительно предоставлением кредитов и финансируются из внешних источников;
  • кредитные союзы – организации с коллективным членством, которые создаются с целью оказания финансовых услуг своим членам, и полностью или в основном финансируются за счет долевого участия или сбережений своих членов. Как правило, у них нет выхода на внешние источники финансирования;
  • сельскохозяйственными кредитными кооперативами – организациями с коллективным членством, такими как кредитные союзы, работающие преимущественно с фермерами и предприятиями, связанными с сельскохозяйственным производством;
  • фондами поддержки предпринимательства.

Программы микрофинансирования могут осуществляться через государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, которые в соответствии с действующими уставами этих организаций представляют субъектам малого предпринимательства кредиты без получения банковской лицензии.

Прежде всего, следует знать, что:
  1. микрофинансовая организация — юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Законом;

  2. микрозаем — заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей 100 000 $.

  3. договор микрозайма — договор займа, сумма которого не превышает сумму 100 000 $.

  4. юридическое лицо, которое приобретает статус микрофинансовой организации, со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций. Сведения, содержащиеся в государственном реестре микрофинансовых организаций, являются открытыми и общедоступными

В микрофинансовой организации следует запросить:
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельство о регистрации юридического лица в качестве микрофинансовой организации в государственном реестре;
  • учредительные документы юридического лица;
  • решение о создании юридического лица и об утверждении его учредительных документов;
  • решение об избрании органов управления юридического лица с указанием их состава;
  • сведения об учредителях юридического лица;
  • сведения об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;
  • условия предоставления микрозаймов.

Правила предоставления онлайн кредитов, которые являются доступными всем лицам для ознакомления, устанавливаются микрофинансовой организацией.

Мировое соглашение может быть заключено, если должник и кредитор так или иначе договорились друг с другом и уверены в том, что договоренность будет выполнена. Мировое соглашение заключают друг с другом обе стороны.

Необходимым условием функционированиябизнеса является доступ к финансовым ресурсам. Ограниченность рынка финансовых услуг для субъектов бизнеса со стороны банковского сектора не способствует их развитию. Доступ микро-, малого и среднего бизнеса к банковским кредитным ресурсам зачастую затруднен завышенными требованиями к залоговому обеспечению, сложными процедурами оформления кредита, высокими ставками за пользование заемными средствами и т.п.

В данном аспекте альтернативой может выступить система микрофинансирования. Развитие небанковских микрофинансовых организаций играет важную роль в финансовом обслуживании малого бизнеса и самозанятости населения. При развитии сектора микрофинансирования в экономический оборот вовлекаются неиспользуемые домашними хозяйствами средства, у малообеспеченного населения появляется дополнительная возможность наладить частный бизнес, малый и средний бизнес приобретает дополнительную возможность кредитования, особенно актуально развитие соответствующих институтов для сельской местности. Микрофинансирование строится на дополняющих и альтернативных банковским моделях финансовой взаимопомощи, социальной финансовой поддержки, с перспективами экономической отдачи. Развитию микрофинансирования отводится большая роль и пристальное внимание в международной практике.

Определение микрофинансирования имеет различные формулировки: в одних случаях микрофинансирование понимается довольно узко, прежде всего, как выдача небольших кредитов, в других – широко: микрофинансирование – это более обширный спектр финансовых услуг, включающих помимо кредитования также возможности размещения сбережений, страхование и пр.

На наш взгляд более полным и корректным является определение авторов, которые рассматривают микрофинансирование как «легитимное предоставление субъектам малого предпринимательства и физическим лицам, имеющим ограниченный доступ к традиционным банковским услугам, финансовых и дополняющих их социальных услуг, направленных на повышение уровня жизни населения, обеспечение занятости и развитие предпринимательства».

В научных работах по микрофинансированию выделяют 2 основные группы функций микрофинансирования: социальную и экономическую. В рамках социальной функции микрофинансирование выступает инструментом содействия сокращению бедности, стимулирует предпринимательскую инициативу, выступает механизмом сокращения неформального финансового сектора, основой демонополизации кредитной системы. Экономическая функция микрофинансирования подразумевает содействие повышению финансовой устойчивости предпринимательства, формирование кредитной истории у мелких заемщиков; микрофинансирование выступает самостоятельным видом экономической деятельности, который может приносить доход и формировать рабочие места, повышает качество финансовых услуг и развитие финансовой системы в целом.

Микрофинансирование может иметь как некоммерческую, так и коммерческую направленность. При рассмотрении кратко- и среднесрочных перспектив микрофинансирования в странах с переходной экономкой, акцент целесообразно делать, преимущественно, на его некоммерческом характере. Цели, задачи микрофинансирования в значительной мере предопределяются принадлежностью страны к той или иной группе стран:

  • в беднейших странах (страны Латинской Америки, Африки и Азии) главная цель – борьба с бедностью. Основная масса кредитов составляет очень маленькие суммы. Источниками финансирования являются международные благотворительные организации и правительства развитых стран.

  • в развитых (западноевропейских странах и США) – микрофинансированием в основном занимаются некоммерческие организации; источниками финансирования выступают бюджеты разных уровней и местные благотворительные организации. Суммы кредитов выше, чем в бедных странах. Микрофинансирование выступает сегментом внебанковского финансирования, альтернативным традиционной кредитной системе, способствующим развитию малого и среднего бизнеса.

  • в странах с переходной экономикой и развивающихся странах – направлено на обеспечение самозанятости и оказание поддержки предпринимателям, не имеющим доступа к банковскому кредиту

Отличительным признаком микрофинансирования является то, что оно дает возможность обслуживания клиентов, невзирая на предыдущие результаты хозяйственной деятельности (начинающие предприниматели), клиентов без кредитной истории и без зарегистрированного залога, что делает займы более доступными. Упрощенные процедуры получения микрозаймоврезко увеличивают спрос на них. Микрофинансовые институты существенно более гибко, чем банки, подходят, в том числе, и к обеспечению кредитов. Наилучших результатов достигли программы, в которых государственное стимулирование сочетается с возможностями частного сектора.

В то же время микрозаймы являются достаточно рискованным инструментом для кредитора. Сопутствующие риски и компенсируются более высокими процентными ставками. Мировой опыт свидетельствует о том, что, несмотря на необеспеченность займов, показатель невозвратности займов у микрофинансовых организаций относительно невелик, а малым предприятиям быстрый и постоянный доступ к кредитным ресурсам на вышеуказанных условиях предпочтительнее получения льгот по кредиту.

Опыт стран с транзитивной экономикой свидетельствует о необходимости государственной поддержки микрофинансового сектора. Поддержка кредитных союзов центральным банком страны, налоговые и социальные льготы расширяют возможности финансовой системы страны, способствуют заинтересованности участников в инвестировании личных сбережений в капитал кредитных союзов, увеличивают социально-экономическую мобильность населения и субъектов бизнеса, обеспечивают приток дополнительных средств в нуждающиеся регионы, повышают уровень профессиональной подготовки специалистов кредитных союзов и их ответственность за финансовые результаты деятельности организаций.

Институциональный аспект: микрофинансирование развивается в коммерческом и некоммерческом секторах параллельно. При этом, сектор негосударственных некоммерческих МФО в сравнении с коммерческим и государственным секторами микрофинансирования, слабо институционализирован. Лидирующее положение, безусловно, занимают коммерческие микрофинансовые институты, но они обеспечивают сравнительно небольшие объемы услуг, для них микрокредитование представляется одним из компонентов деятельности, при этом не учитывается его социальная отдача. Некоммерческие институты действуют с целью достижения общественно-полезных результатов. Данный сектор состоит из государственных институтов финансовой поддержки предпринимателей и негосударственных некоммерческих организаций, основанных на кооперативных принципах финансовой взаимопомощи или на аккумулировании и целевом перераспределении. Из вышеприведенной информации вытекает необходимость в дифференцированных подходах к регулированию деятельности и режимам надзора для МФО.

С целью улучшения функционирования кредитной системы ввиду неразвитости небанковского сектора, в том числе при помощи государственного протекционизма, необходимо создать условия, способствующие появлению реально функционирующих небанковских кредитных институтов, в первую очередь кредитной кооперации. Данные меры будут способствовать развитию конкуренции в кредитной сфере, между банковским и небанковским секторами, и, в результате, снижению стоимости кредитных ресурсов для кредитополучателей. Развитие небанковского сегмента позволит привлечь к депозитному, расчетному и кредитному обслуживанию не вовлеченный во взаимодействие с банками малый и средний бизнес, домашние хозяйства, способствовать их развитию, включить их денежные накопления в активное использование кредитной системой.

Ресурсный аспект: именно банки располагают наибольшим ресурсным потенциалом для предоставления микрофинансовых услуг, но они расценивают этот рынок непривлекательным, избыточно рискованным и затратным. Прогнозы на кратко и среднесрочную перспективе свидетельствуют о малой возможности активизация банков в данной сфере экономической деятельности. В этой связи целесообразно на системной основе изучить международный опыт банковского кредитования МФО.Так же считаем необходимым предусмотреть государственную финансовую поддержку микрофинансовых организаций, как особых участников кредитной системы, обеспечивающих поддержку реализации социально-экономических задач.

Инфраструктурный аспект: невозможно обоснованно делать вывод о наличии инфраструктуры финансового обслуживания в микрофинансовом секторе, и в сфере сопряженных услуг в связи с разобщенностью деятельности банков и некоммерческих микрофинансовых организаций, что характерно для многих не устоявшихся систем, тем более для сравнительно небольшого белорусского микрофинансового сектора. Микрофинансовые институты разобщены в методологиях и стандартах свей деятельности, сектора рынка несопоставимы по масштабам деятельности. Все микрофинансовые институты непосредственно обслуживают заемщиков, действуют на первичном уровне. Координации и более согласованному развитию сектора в целом будет способствовать формирование институтов второго уровня.

Для поддержки и обеспечения развития институционального блока, перекликаясь с решением ресурсной проблемы, необходимо создать адекватную нормативно-правовую базу, предусмотреть льготные режимы налогообложения для небанковских кредитных организаций, решающих важные социально-экономические задачи, создать условия для их более равноправного с банковским сектором доступа к кредитным ресурсам, обеспечить основу функционирования системы государственных гарантий для вышеуказанных кредитных институтов социальной направленности. Система микрофинансирования не может и не будет эффективно развиваться вне действующей в стране официальной финансовой инфраструктуры. Очевидна необходимость создания единой полноценно функционирующей национальной системы микрофинансирования, как альтернативной и дополняющей банковскую.

В связи с этим считаем необходимым предложить следующие мероприятия:

  • принятие законов «О микрофинансировании», «О кредитной кооперации», регламентирующих соответствующие финансовые отношения и дающих четкие определения ключевым понятиям, таким как «микрофинансирование», «микрозайм», «микрофинансовая деятельность», «кооперативный кредит» и т.п.

  • разработка и реализация стратегии развития системы микрофинансирования, в рамках которой необходимо предусмотреть условия создания инфраструктуры рынка. Стратегия должна предусматривать интеграцию микрофинансового рынка в финансовый сектор страны, его диверсификацию и преследовать цель совершенствования правового регулирования микрофинансирования.

  • предоставление микрофинансовым организациям права доступа к централизованным кредитным ресурсам для выполнения своих функций.

  • развитие системы государственного гарантирования и льготного налогообложения МФО, выполняющих социальные функции, особенно на этапе становления.

  • отдельное внимание при развитии микрофинансового сектора следует уделить функционированию кредитной кооперации, как наиболее отвечающей требованиям, продиктованным социально-экономическим положением страны, особенно в сельской местности.

В среднесрочной перспективе кредитная система Беларуси должна совершенствоваться в сторону развития небанковского сектора кредитования, его функционирования на системной основе, установления более четких связей и взаимодействия между банковским и небанковским секторами, получения господдержки и доступа к централизованным ресурсам микрофинансовым организациям.

Список литературы

  1. Васильева Е.В. Общества взаимного кредита как институт микрофинансирования // Аудит и финансовый анализ. – 2007. – № 2. – С. 294-314.

  2. Буев В.П. Принципы, опыт и перспективы взаимодействия банков и небанковских микрофинансовых организаций / В.П. Буев, Е.К. Литвак, О.М. Шестоперов, А.О. Шеховцов; под ред. Шестоперова О.М. – М., 2004.

  3. Маковецкая Н. Кассы взаимопомощи // Прямые инвестиции. – 2008. – № 5.

  4. Чаянов А.В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации // Избранные труды. – М., 1993.

  5. Балтаджян Г.А. Развитие небанковских кредитных услуг предприятиям малого бизнеса // Финансы и кредит. – 2012. – № 5. – С. 48-51.